Очень давно, на заре нового столетия, в петербургском журнале
«Телескоп» (2003, № 2;) я опубликовал статью «Из XVII столетия в наступивший век: к становлению пост-гэллаповских опросных технологий». После анализа длительной истории зарождения и развития технологий и практик изучения общественного мнения я пришел к выводу: «Таким образом, гэллаповская классическая схема опроса постепенно переходит в пост-гэллаповскую опросную технологию и / или в пост-гэллаповскую практику изучения общественного мнения. Более того, считаем обоснованным говорить даже о пост-гэллаповской культуре, подразумевая под ней весь комплекс многообразных видов деятельности социальных институтов и организаций, участвующих в формировании общественного мнения, его исследовании и использовании получаемых результатов».
В то время только складывалась технология онлайновых опросов, и на нее смотрели скорее как на инструмент маркетинговых исследований, чем на метод изучения политических установок, тем более в ходе президентских избирательных кампаний. Еще модной новинкой, дорогой игрушкой были «мобильники», лишь осваивались возможности лэптопов, не было даже понятия Big Date. Многое было иным и в процедурах сбора данных, и в анализе материалов. Доминировала Организация Гэллапа, и не было системы ежедневных замеров электоральных установок, не обсуждались вопросы агрегирования результатов, полученных разными полстерами, не было специализированных сайтов, представлявших собранную информацию в виде интерактивных графиков. Оставалась еще введенная Джорджем Гэллапом вера в общенациональные опросы, не было налажено регулярное измерение мнений избирателей штатов. Не помню, чтобы избиратели активно зондировались в процессе первичных выборов.
Возможно, в штабах главных претендентов на Белый дом на основе разведывательных замеров велись подсчеты, как и какой штат проголосует в ходе общенациональных выборов и каким будет состав электорального колледжа, но все же в статьях политобозревателей (я тогда не вел мониторингов президентских избирательных кампании, все началось у меня значительно позже) анализ шел «от прошлой избирательной кампании». Штат опять поддержит, скажем, республиканского кандидата или в этот раз склонится в сторону более яркого демократического политика?
Тем не менее, идея становления «пост-гэллаповского этапа» возникла, и постепенно я ее разрабатывал; в частности, этот подход немного обсуждался на Грушинской социологической конференции ВЦИОМ 2013 года, и тогда же была опубликована
небольшая книжка «От соломенных опросов к постгэллаповским опросным методам».
Но 19 апреля, когда я читал
материалы «живой лини» "New-York-Primary-Presidential-Election-2016" о результатах первичных выборов в Нью-Йорке, у меня создалось впечатление, что я присутствую на чем-то, чего в принципе не могло быть на рубеже старого и наступившего столетий.
То, что было раньше, я мог бы сейчас назвать политологическим, чаще – журналистским анализом электоральной статистикb, где последней отводилась роль иллюстрации. То, что я наблюдал два дня назад, было уже научным (в смысле Science) псефологическим анализом. Надо наблюдать дальше. В моем представлении, мы вступаем в новую фазу пост-гэллаповского этапа изучения общественного мнения.
Рональд Рейган и Дональд Трамп?
Физически нет времени рассказать в красках содержание
поста двух главных историков Организации Гэллапа Фрэнка Ньюпорта и Лидии Саад "Dissecting Trump 2016 and Reagan 1980 Image Comparisons". Сюжет прост. Говорят, что в 1980 году у Рейгана был сильно негативный образ, но он победил на выборах и стал одним из лучших послевоенных президентов. Сейчас 32% населения Америки относится благоприятно к Трампу, и 32% – не принимают его образ. Но анализ показывает, что в 1980 году Рейган все же воспринимался значительно лучше, чем Трамп в 2016-м.
Похоже, мы вступаем в новую фазу пост-гэллаповского этапа изучения общественного мнения-2. Становление новой опиниометрики
Затишье в президентской гонке дает возможность несколько отойти от «горячих» сюжетов о шансах политиков на победу в ближайших первичных выборах и располагает к рассмотрению более общих тем о развитии методологии и методов изучения электоральных установок. Вообще говоря, настоящий мониторинг делается не только для отслеживания того, кто из кандидатов впереди и каковы его перспективы стать президентом Америки. Есть еще одна цель – анализ методического арсенала (прежде всего – новых его элементов), используемого при сборе информации и прогнозировании исхода выборов.
Даже беглое сравнение сегодняшних методически и методологических подходов с тем, что я наблюдал в 2008 и 2012 годах (по историческим меркам – вчера), указывает на качественное изменение ситуации. Необходимо специальное исследование, но пока можно допустить, что ошибка Организации Гэллапа и ряда прореспубликанских полстеров и аналитиков, предсказавших в 2012 году победу Митта Ромни, стали одним из катализаторов изменения практики зондирования электоральных установок.
Допускаю, что постоянное наблюдение за работой американских полстеров и псефологов даст нам основание обнаружить много разной степени глубины и разного уровня универсальности инноваций. Надеюсь, что появится материал для подтверждения гипотезы о том, что мы входим в новую фазу пост-гэллаповского этапа изучения общественного мнения.
Складывающаяся постепенно постгэллаповская исследовательская программа имеет сложное строение, она касается многих аспектов изучения общественного мнения в XXI столетии, но сейчас я хотел бы коснуться лишь одного направления. Внешне оно кажется «методолого-технологическим», но это не совсем так. Ибо проблема измерения общественного мнения, а для многих аспектов его функционирования и проблема прогнозирования, имеют центральное значение, цементирующее другие аналитические линии.
Мне повезло в том, что изучение наследия Джорджа Гэллапа я начал в 2001 году с анализа истории возникновения и практики применения индекса одобрения деятельности президента: "Do you approve or disapprove…?" Именно этой теме была посвящена обстоятельная статья «Гэллаповское наследие: прошлое и настоящее одного из наиболее известных социологических индексов», вышедшая в двух выпусках журнала «Телескоп» (2001,
№ 6, с. 30–41; 2002,
№ 1, с. 26–36). Начиная разработку этой тематики, я не мог знать, что сразу окунусь в проблематику прогнозирования результатов президентских выборов и обнаружу, что Гэллап уже в 1936–1937 гг., то есть одновременно с началом изучения электората, стал мониторить динамику установок американцев к важнейшим проблемам развития страны. Предложенные им в те годы формулировки вопросов без каких-либо изменений используются уже 70–75–80 лет.
Все это заставило меня задуматься о природе гэллаповского творчества и характере его научного наследия. Тогда, еще плохо зная биографию Гэллапа, я пришел к выводу, что изучая общественное мнение, он был скорее естествоиспытателем, работавшим в социальных разделах науки, чем социологом, философом общественного мнения. Безусловно, он понимал необходимость создания теории общественного мнения, но свое предназначение он видел прежде всего в создании инструментария для измерения установок населения. Следует помнить, что в науку он вошел как психолог, разработчик метода измерения аудитории прессы, а его результаты сразу «сделали революцию» в понимании читательских интересов населения.
Гэллап не просто один из первопроходцев в области научного, выборочного изучения общественного мнения, здесь также велика заслуга Элмо Роупера, Арчибальда Кроссли, Хедли Кэнтрила и еще нескольких полстеров. Чтобы понять суть наследия Гэллапа, обратимся к истории классических наук, скажем, к астрономии. Птолемей, Галилей, Бруно, Коперник внесли свой вклад в открытие законов мироздания, механики движения небесных тел. Но есть астрометристы – Улукбек (1394–1449), Браге (1546–1601), которые разрабатывали приборы для измерения движения звезд и планет, проводили точные для того времени замеры, и сделанное ими легло в основание многих астрономических теорий, позволило создавать карты, атласы небесных тел и не потеряло значение в наше время. Аналогично, пройдут десятилетия, столетия, но все ряды наблюдений за динамикой общественного мнения будут начинаться с измерений Гэллапа. Он задал точку отсчета.
Три гиганта: Дарвин, Гальтон и Пирсон создали биометрику.
Петти, Эджворт, Гальтон, Пирсон заложили основы эконометрики.
Учителя учителей Гэллапа: Гальтон, Спирмен, Вундт, Фехнер признаются создателями психометрики.
Наследие Джорджа Гэллапа – опиниометрика как эффективный инструмент демократии.
Современные технологии полстеров и псефологов – это новый уровень опиниометрики Гэллапа, и все новые модели базируются на результатах Гэллаповских измерений. И можно думать, что новая опиниометрика позволит по-новому смотреть на генезис массовых установок и лучше понимать механизмы функционирования общественного мнения в современном мире.